?

Log in

No account? Create an account
Негатив-Позитив-Креатив
От фотографии к психотерапии
Вариативное подкрепление, или "Почему я не могу бросить эту стерву?!" 
11th-Aug-2013 10:03 pm
homo sapiens vulgaris
- "Я без нее не могу. Я вообще ничего не могу - я только о ней и думаю, работать не могу, спать не могу, кусок в горло не лезет. Сижу как идиот и жду звонка. И ведь знаю же - ну ничего у нас не получится, не может получиться, она то любит, то не любит, то поцелует, то нафиг пошлет, то молчит неделю и срывается почем зря, то добра да ласкова... но это просто наркотик какой-то. Когда она позвонит?"
- "Я без рулетки не могу уже. Весь в долгах, скоро жить будет негде. Но я не могу остановиться. Я знаю что это не жизнь, я держусь как нарик в завязке - и все равно срываюсь. Ты знаешь, сколько я могу проиграть за ночь? Поллимона - не предел. А знаешь сколько могу выиграть?"
- "Хороший хозяин, хороший. И я хороший. Да, вот я знаю как сидеть. И как лежать знаю. И рядом знаю, тебе надо - буду рядом. А когда вкусняшка? Ура, вкусняшка!"


Знакомо?
Всех их - что собаку, что игрока, что несчастного влюбленного - объединяет одно. Все попали в ловушку так называемого вариативного подкрепления. Это и правда отличная штука для дрессировки животных - еще до того как психологи описали механизм - дрессировщики опытным путем определили - если поощрять животное бессистемно, с разными интервалами между получением вознаграждения - нужный навык закрепляется быстро, мощно и глубоко, и угасает крайне медленно. Бесценно, если мы хотим получить на выходе отлично выдрессированного пса.

Люди - не животные, конечно же, но именно невозможность предсказать, когда и после какой попытки случится плюшка - а так же надежда на то, что плюшка все-таки случится заставляет игроков вновь и вновь садиться за игровой стол, влюбленных - оставаться в заведомо болезненных и крайне неопределенных отношениях. Впрочем та же самая причина заставляет ученых делать открытия, а спортсменов - бить рекорды.

Механизм вариативного подкрепления прост. Мы совершаем какое-то действие - и получаем за это награду. Это может быть выигрыш в казино, или поцелуй красивой девушки, или победа на соревнованиях. Девушка намекает на продолжение, напарники по игре фальшиво восхищаются вашим выигрышем, тренер прочувствованно жмет руки - все великолепно. И так еще пару раз подряд. А потом - внезапно - у девушки молчит телефон (ей некогда, болит голова, тон с теплого меняется на ледяной, непонятно вообще с чего но так), случается крупный проигрыш, соревнование проиграно. Обидно? Конечно. Повод перестать искать расположения девушки, бросить игру или тренироваться дальше? Для единиц. Обычно включается программа - попробовать еще раз!
Если расположение девушки, выигрыш или победу добыть не удается после нескольких попыток - интерес к этому делу снижается, мотивация угасает, и желание биться лбом в запертую дверь исчезает. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее, часто в зависимости от нашей собственной заинтересованности в расположении девушки, или победе, или даже от того, сколько успели проиграть, пока была "черная полоса" в игре.


Но если - ВНЕЗАПНО - уже тогда, когда интерес немного угас, человек вновь получает вознаграждение - все неудачи тут же стираются из памяти, мотивация разгорается вновь и даже усиливается. Нас снова целуют-обнимают, снова поздравляют, а крупный выигрыш (возможно, даже не дотягивающий до суммы предыдущих проигрышей) греет наш карман и обещает что дальше-то уж все точно будет хорошо. Но вот только выигрывать вечно не получается даже у чемпионов, за крупным выигрышем последовал еще более крупный проигрыш, а девушка после пары свиданий опять включила динамо... И так - по кругу. И с каждым кругом - интерес все больше и больше, желание получить "вкусняшку" выше и выше, паузы между наградами разные по длительности, и могут удлиняться и удлиняться - чем длительнее интервалы между подкреплениями в вариативном режиме, тем сильнее он стимулирует поведение. И мы все равно делаем все тоже самое - ведь мы уже "знаем", что после череды неудач неизбежно следует награда. А если представить себе, что ее размер тоже неопределен? Можем выиграть 50 тысяч, можем 500, можем сорвать поцелуй, может случиться ночь бурного и страстного секса... казалось бы и отлично, если не считать, что в паузах проигрываются миллионы, а голос девушки отдает промороженным металлом. Это уже не имеет значения.

Простой человеческий интерес к человеку превращается в род болезненной наркотической зависимости. Игроки проигрывают огромные суммы, теряя в итоге все - дом, семью, свою жизнь и облик человеческий. Их награды - не нормальные отношения двух людей, построенные на взаимном интересе, уважении, любви, не взаимная радость встречи, не стабильный доход, зависящий в первую очередь от зарплаты - что вы, такие "простые и человеческие" вещи наоборот скоро становятся скучными и пресными. Их награды - краткий эндорфиновый всплеск на фоне все более и более углубляющегося отчаяния. И даже если удается вырваться из одного такого порочного круга - зачастую ему на смену приходит новый.

Все это просто факты, механизмы. Но достаточно ли знать их, чтобы прекратить подобное поведение? Просто выйти из отношений, послать нафиг мужа-алкоголика и собрать вещи, встать из-за стола с зеленым сукном - и больше никогда не возвращаться?

Несмотря на то, что в той или иной степени режим вариативного подкрепления действует на всех нас - зачастую вырваться из заведомо безнадежных отношений, порочного круга азартных игр оказывается труднее всего людям не умеющим говорить "нет", имеющим опыт насилия, длительно находившимся в ситуации беспомощности и безвыходности (про выученную беспомощность читать сюда), людям с размытыми границами собственной личности, созависимым людям. Человеку, которому сложно и невыносимо сказать "нет", даже в простой ситуации, например отказаться от еще одной огромной порции еды, подкладываемой заботливой мамочкой - отказаться от такой "сладкой" и "вкусной" ситуации вариативного подкрепления практически невозможно.

Выход есть. Выход один - осознать, понять, прочувствовать своей шкурой что с жизнью - нашей единственной жизнью происходит, пока мы гонимся за этими призрачными наградами. Что отношения - это не благодарный выдох на неделю, когда муж наконец-то вышел из месячного запоя, не страстный секс после которого последуют две недели неизвестности, не бесконечное ожидание смски и проверка почты, не череда истерик с последующим затишьем-миром-гладью. Что поиск у кого занять и перезанять, ночи в дыму и угаре подпольного казино, вечный гложущий стыд, когда проигрываются деньги, на которые обещана операция жене, на которые надо купить ботиночки дочери - это не жизнь. Столкнуться с этими чувствами - такими отрицаемыми, скрытыми, похороненными глубоко внутри. Сказать - себе в первую очередь - да, это НЕ любовь, это НЕ жизнь. Спросить себя - зачем все это и быть может отыскать истинный ответ на этот вопрос.

Я не хочу быть банальной, но это правда очень страшно - не жить. Существовать вот так. С каждым новым кругом погружаться все глубже и глубже. Не иметь ответа на вопрос - зачем, зачем все это происходит, зачем все это делается? Просто потому, что всплеск эндорфина, как доза наркотика стирает все остальные смыслы.

Я знаю человека, который смог остановиться после семи лет запойной игры. Который за уши вытянул себя, и смог по настоящему отказаться от рулетки. Я знаю людей, которые вынырнули из отношений формата "люблю-не люблю-поцелую-на йух пошлю-и-вообще-у-нас-нет-никаких-отношений-давай-займемся-сексом". Я даже знаю людей, которые смогли в казалось бы безвыходной ситуации, в ситуации финансовой зависимости - развестись с бьющими и пьющими мужьями. И все эти люди сейчас в совсем других отношениях. С другими людьми, с собственной жизнью. Я не могу сказать что они безоблачно счастливы. Но они живут, а не существуют.
Comments 
11th-Aug-2013 06:20 pm (UTC)
Маша, с огромным удовольствием читаю твои статьи! Очень интересно и понятно.
11th-Aug-2013 08:07 pm (UTC)
Спасибо :)
(Deleted comment)
11th-Aug-2013 07:02 pm (UTC)
Да. Вы правы, доводы, слава, ничто разумное не поможет, но это не повод не работать со страхом - как и с прочими чувствами. Только это уже - тема для длительной работы с психотерапевтом. И с этим страхом можно справиться.
(Deleted comment)
12th-Aug-2013 07:46 am (UTC)
Я одного не понимаю - зачем обесценивать? Почему - никто не работает?

Работают, и много их. Те, кто не работает - зачастую просто не знают, что работать можно, что это приносит результат. Я недаром писала про выученную беспомощность, да, увы, у нас целая страна - поколения - выросла в ситуации, которая только так и может называться. И сильнее всего страх решиться работать, но он один из многих. Я пишу, мои коллеги пишут еще и в частности с целью объяснить, рассказать - работать - можно. Меняться - можно. Можно идти к здоровью, счастью, благополучию, любви, творчеству, свободе.

Тем кто решился на психотерапевта зачастую страшнее всего. И работать - страшно. И с собой встречаться. И меняться страшно, но это очень смелые люди. И я восхищаюсь их смелостью.

Нельзя преодолеть страх. Его можно научиться игнорировать, перестать чувствовать, но он будет все равно. В теле, в мыслях, в словах.
Страх можно выразить. Прочувствовать. Научиться определять, откуда он и как с ним обращаться. Избавиться от накопленного годами страха, накопленного в тех ситуациях, которые уже не актуальны.

И лучше всего это таки да, делать с помощью специально обученного человека. Банально по причине того, что годами накопленный страх при встрече с ним ощущается как невыносимый ужас и безоглядная паника, и безопасно пережить эмоцию такой силы можно только в очень специальных условиях. Есть люди, которые справляются сами, встречаются с собой, управляют процессом - но их правда единицы. Иногда их называют святыми.
11th-Aug-2013 07:15 pm (UTC)
Это новая информация. Для меня. Спасибо за нее.

А... такой принцип используют для осознанной манипуляции людьми?

Подумала... принцип отлично укладывается в стратегию прокрутки денег на крупных предприятиях. Когда зарплату не понятно когда дадут, но люди все равно выходят на работу. Страшно.
11th-Aug-2013 07:56 pm (UTC)
Не уверена что для осознанной, но многие системы работают используя - вольно, невольно - не так важно - именно этот принцип. Вся индустрия азартных игр - а через нее проходят колоссальные деньги на ней основана. Про задержки зарплаты вы уже сказали сами. Подчинение проституток сутенеру на ней же, как я понимаю.

Ну и семьи, конечно, туда же. Жены алкоголиков, родители наркоманов, братья-сестры игроков. Отношения не разрываются, формально исходя из надежды на то что "он же хороший, он исправится", по факту невозможность окончательного разрыва - а именно он, как ни странно, и может дать зависимым шанс на излечение - поддерживается вот таким механизмом.
(Deleted comment)
12th-Aug-2013 07:50 am (UTC)
Я встречала людей, которые истинно верили в то, что хороший и исправиться.

Вы правда верите, что может быть удобно жить в ситуации постоянной неопределенности, сильнейшего страха, боли, гнева, насилия?
Вы правда считаете, что гармония с собой и окружением так уж сильно зависит от умственных способностей?

Стресс сопровождает нас всю жизнь, вопрос лишь в силе стресса. И когда стресс парализует нас - сложно говорить об удобстве.

И таки да. о какой брошенности вы говорите? С моей точки зрения если жена/муж алкоголика/насильника/наркомана/игрока собирают вещи и уходят - смешно называть их брошенными. А если "социум" начинает давить... не кажется ли что это много говорит о социуме?
Но социум меняется вместе с людьми.
И хорошо, когда меняются люди.
11th-Aug-2013 07:27 pm (UTC)
Маш, а про людей с размытыми границами личности где можно почитать? Любопытно, что кроется под таким определением...
11th-Aug-2013 08:02 pm (UTC)
Ну например тут хорошо написано.
11th-Aug-2013 08:11 pm (UTC)
Жжшный козел говорит, что ссылка неправильная или ее нет...
11th-Aug-2013 08:17 pm (UTC)
В конце ссылки стоит лишний символ "слэш". Если его удалить, то все будет ОК.
вот корректная ссылка.
http://gutta-honey.livejournal.com/264223.html
11th-Aug-2013 08:31 pm (UTC)
ага, точно. спасибо.

Edited at 2013-08-11 08:31 pm (UTC)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
28th-Aug-2013 12:00 pm (UTC)
Ну ок. Все, скрываю ветку целиком.
13th-Feb-2014 08:49 pm (UTC)
"Напарники по игре фальшиво восхищаются вашим выигрышем, "

Э-э... я азартный человек. Поэтому, например, не хожу в казино, а если пойду - положу установленную сумму, которую готова проиграть, в карман, а на выходе через пару часов будет ждать муж. Чтобы проигравшуюся довезти до дома. Потому что если я пойду с кошельком - я могу там оставить очень много. Нет, ни разу такого не было, потому что я одновременно активно избегаю ситуаций, когда могу потерять над собой контроль.

Так вот, азарт игры - не обязательно на деньги - это ни разу не восхищения напарников. Это ощущение... что вот фортуна, лови ее за хвост. Реально, вон зверь, щас поймаю за хвост. И хвост перед тобой, и ты его ловишь. Это реально погоня.

С другой стороны в казино не зря, наверное, нанимают красивых фотомодельных девушек, чтобы помогали клиенту играть дальше и дальше...
6th-Jun-2014 06:55 am (UTC)
Очень интересный пост.
Жаль, что он мне не попался чуть раньше. Хотя...Хотя сейчас тоже, наверное, вовремя.
Задумалась. Подумаю еще. И начну снова жить)))
Спасибо.
24th-Aug-2014 12:27 pm (UTC)
соглашусь, Мария. Как раз у самой был 5летний опыт таких отношений из серии, что вы описали выше и я нашла силы из них выйти, чем сейчас очень горжусь. Хорошо, когда есть рядом люди, которые способны подсказать, и которых ты способен услышать. Самому на это нужно гораздо больше времени и сил. Не надо бояться менять самим свою жизнь.
25th-Jul-2015 10:29 am (UTC)
Я извиняюсь, пост немножко не про то, но мне зверски интересно -как же это все работает на собаках? Можно где-то почитать подробные примеры и схемы дрессировки? Потому что вот это, кажется, то, что я искала.
25th-Jul-2015 09:38 pm (UTC)
Да в общем то все очевидно.

Например отработка команды сидеть - начинаем уже после базового усвоения собакой команды. Сначала подкрепляем каждую посадку.
А дальше кусок дается непредсказуемо. Села - кусок, села - кусок, села - нет куска, похвала голосом, села - кусок, села - нет поощрения, села - кусок, села - кусок, села - нет куска, снова кусок, и так далее.

Команда рядом. Лакомство даем всегда - только сперва например за каждые пару-тройку метров рядом. А потом - непредсказуемо. Прошла два метра - кусок. Пять - кусок. Три - кусок. Десять - кусок. Два - кусок. Пятнадцать - кусок.

А вообще работать лучше с хорошим инструктором. Я очень рекомендую нашего - занимаясь с ней мы легко и непринужденно сдали ОКД на первую степень. Зовут Лена Лимонова.
26th-Jul-2015 07:33 am (UTC)
Это было бы восхитительно, но я в Новосибирске. Поэтому приходится выкручиваться.

Так что спасибо) может быть, буду пробовать.
This page was loaded Nov 24th 2017, 1:33 am GMT.